Профориентация ребенка начинается с семьи

10.10.2018
Профориентация ребенка начинается с семьи

Выбор профессии – едва ли не самый решающий момент в жизни каждого человека, к которому необходимо относится ответственно, вдумчиво и с направленностью на будущее. Ведь, как показывает практика, к средним курсам разочаровывается в выбранной профессии едва ли не каждый пятый студент. Из этого можно сделать вывод, что школьник выбирает профессию необдуманно, будучи в полной мере не проинформированным о своей будущей профессии. Тогда как вовремя проведенная профориентационная работа является важным и необходимым аспектом для выбора профессии вашим ребенком. Об  этом в данной статье.

 

Первое, что надо сказать – профессия должна выбираться именно ребенком, а не его родителями. Конечно, родители могут хотеть для ребенка любую из перспективных профессий, которая обеспечит ему будущее, но важно учитывать способности, интерес ребенка. Все это в комплексе и учитывает профориентационная работа.

 

Что такое профориентация?

 

Профориентация – это система мероприятий на профессиональное самоопределение. Ошибочно считать, что профориентация должна проводиться в школе и только в старших классах. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи. Начинается с того, что родители с раннего детства наблюдают, какими способностями обладает их ребенок, к каким играм проявляет интерес, во что ребенок играет с детьми на площадке. Это и есть начало в определении будущей профессии.

 

Как проводить домашнюю профориентацию?

 

Далее, начиная со своей профессии, профессии бабушек, дедушек, родных и знакомых, родители могут ознакамливать ребенка с многочисленными профессиями, из которых есть возможность выбора. Проводить экскурсии с ребенком по организациям, изучая профессию изнутри, показывать процесс работы, место работы, проводить совеобразные интервью с самими обладателями профессии. Кстати, будет гораздо эффективнее, если интервью будет проводить сам ребенок, конечно, с помощью родителей. Таким образом, перед ребенком открывается широкий спектр разнообразных профессий, а эта деятельность становится совместным и очень увлекательным времяпровождением.

С перехода ребенка с начальных классов в средние, смело можно и нужно обращаться к специалистам по профориентации. В средних классах остро стоит вопрос выбора профильного направления в школе. В выборе необходимо учитывать желание ребенка, его результаты по работе со специалистами по профорентации. С учетом того, что были проведены ознакомительные работы в семье, на этот момент ребенок будет примерно знать профессии и кем он видит себя в будущем.

Комплексная профориентационная работа включает в себя диагностическую, групповую, индивидуальную и семейную консультации. Проведенная диагностическая работа в обязательной форме, включает в себя полный разбор результатов вместе с подростком и с его родителями. Специалист представляет полную картину навыков, способностей, интересов, мотивационной сферы ребенка, также в каких профессиях необходимы его характерологические данные. В групповых работах, в основном, направленность в общении со сверстниками, на групповых занятиях выявляются основные качества подростка в работе с коллективом, оттачиваются его лидерские качества, организаторские способности, работа в команде, с чего напрямую зависит направление в выборе профессии. Такие навыки как работа в коллективе, коммуникативные навыки, навыки выступления на публике, выход из конфликтных ситуаций и много другие, которые нарабатывает подросток на групповых работах, пригодятся ему не только в профессии, но и в жизни целом.  Если подросток хочет стать кем-либо, но ему не хватает каких-либо личностных качеств, то он может целенаправленно работать над собой, над развитием тех или иных качеств, которые необходимы в его будущей профессии. Этим и важен ранний выбор профессии, возможностью подготовки к непосредственной работе в профессии. Также групповые работы дают возможность примерить ту или иную профессию на себе, и таких проб должно быть как можно больше, для того чтобы подросток в полной мере ощутил себя внутри профессии и был, хотя бы на время, ее частью.

Профориентационная работа также включает в себя различного рода лагеря, такие как трудовые, предпринимательские, школы бизнеса, волонтерские работы в организациях, даже летний труд подростка. Чем больше подросток внедряется в саму профессию, тем лучше он будет знать и лучше ориентироваться в ней. В этом в большей степени участие семьи, давать ребенку возможность расти и развиваться с практической направленностью, также приучение к труду. Ничего страшного в том, что подросток после летней занятости или практики в организации разочаруется в выбранной профессии, так как чем раньше это случиться, тем больше у него будет возможности изменить и подготовиться к измененной новой профессии.

Главная задача семьи — не давить на ребенка с выбором профессии, а давать ему возможность выбрать из многих профессий, которые он знает и которые есть в мире. Сделать так, чтобы выбор профессии стал для ребенка не обременением, с которым он должен справиться сам, а семейным квестом, который вы проходите все вместе на протяжении всей школьной жизни ребенка. Главное понимание профориентации, которое семья обязана донести до своего ребенка, это «все профессии важны, все профессии нужны».