Научно-исследовательская деятельность

УДК 316.624 – 053.6 (571.56)

 

Проблема девиантного поведения подростков

в Республике Саха (Якутия)

 

 

Львова О.И., Хохолова С.Е.

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи»,

г. Якутск

 

 

Аннотация

В данной статье приводятся результаты исследования по выявлению взаимосвязи девиантного поведения в Республике Саха (Якутия)и социально-психологической адаптацииподростков. Выявлено, что существуют взаимосвязи между критериями социально-психологической адаптации (эскапизм, эмоциональный комфорт, самопринятие и принятие других, интернальность, доминирование) и отдельными формами отклоняющегося поведения (аддиктивное, делинкветное и суицидальное).

Ключевые слова:девиантное поведение, делинкветное поведение, аддиктивное поведение, суицидальное поведение, социально-психологическая адаптация, эскапизм, самопринятие, принятие других.

 

 

Подростковая девиация, проявляющаяся в самых различных формах, приобретает черты массового явления, которое отличается устойчивыми тенденциями роста, широким распространением на подростковую и порой даже детскую часть населения. Актуальность развития и совершенствования системы профилактики девиантного поведения бесспорна и очевидно необходима в условиях современной России. Социальная напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: постоянно происходит расширение масштабов правонарушений и преступлений, подросткового алкоголизма, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и других проявлений девиантного поведения.

По данным 2014-2015 годов территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) число преступлений совершенных несовершеннолетними в возрасте от 14 до 17 лет составило 1 064 человек. Ростобщего количества за год составило 11% по сравнению с аналогичным прошлым периодом, и это показывает тенденцию увеличения подростковой девиации. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

В основе тезиса лежит определение Е.В. Змановской, которая обозначает девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [1, с.15]. Также выделяется мнение В.Т. Кондрашенко о том, что «девиантное поведение, или отклоняющее поведение – понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья» [2, с.77]. Ссылаясь на вышесказанные понятия, определена цель исследования визучении взаимосвязи девиантного поведения подростков, и его форм, с социально-психологической адаптацией. Инструментом исследования выступили  диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» и методика диагностики социально-психологической адаптации «СПА» (К.Роджерс, Р.Даймонд, адаптирована Т.В.Снегиревой).В исследовании приняли участие300 подростков в возрасте от 14 до 16 лет с 16 районов республики и г. Якутска.

Для анализа взаимосвязи девиантного поведения и социально-психологической адаптации использован метод ранговой корреляции (r - критерий Спирмена). По выявленным взаимосвязям построены корреляционные плеяды (рис.1).

 

Девиантное поведение

Суицидальный риск

Делинквентное поведение

Аддиктивное поведение

0,246**

0,220**

0,158**

0,178**

Эскапизм

(уход от проблем)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-0,123*

-0,127*

-0,139*

-0,123*

                                                       

 

 

Самопринятие

Принятие других

 

 

 

 

 

Рис.1. Корреляционные плеяды по выявленным взаимосвязям

Таким образом, выявлена взаимосвязь между девиантным поведением и с таким критерием адаптированности, как эскапизм - уход от проблем (r=0,220**). Это говорит о том, что чем больше человек стремиться бежать от реальности, тем выше у него склонность к отклоняющемуся поведению, в частности, выше уровень суицидального риска (r=0,246**), делинквентного (r=0,220**) и аддиктивного поведения (r=0,178**). В данном случае, подросток, в силу своей невозможности решить какие-то жизненные проблемы, испытывает стресс, в следствие чего избегает этих проблем, нарушая при этом общественные нормы и правила: употребляет психоактивные вещества для изменения своего психического состояния, с целью «забыться» или «расслабиться»; дает волю своей агрессии, например физической (драки, дебош и т.п.); и в крайнем случае, намеревается или совершает суицид, т.к. не видит других способов выйти из стрессовой ситуации.

Кроме эскапизма, девиантное поведение имеет слабую отрицательную взаимосвязь с уровнем самопринятия (r=-0,127*). Это значит, что чем выше уровень принятия себя, тем ниже склонность к отклонениям в поведении, в частности: ниже уровень суицидального (r=-0,139*) и делинквентного поведения (r=-0,123*). Низкая самооценка личности и постоянное самообвинение могут натолкнуть человека на суицидальные мысли, ощущение ненужности и бесполезности своей жизни, а также на совершение преступлений, т.к. человек не ценит себя и свою свободу.

Склонность к противоправному поведению, также отрицательно взаимосвязана с таким критерием адаптированности, как принятие других (r=-0,123*). То есть, человек, проявляющий толерантность и доверие, с развитым чувством ценности и уважения к окружающим людям, менее склонен к совершению какого-либо вреда окружающим и их имуществу, т.е. к делинквентному поведению.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что между девиантным поведением и социально-психологической адаптацией у подростков Республики Саха (Якутия)нет явной взаимосвязи, однако существуют слабые взаимосвязи между ее критериями и отдельными формами отклоняющегося поведения. Так, эскапизм имеет слабую положительную взаимосвязь между всеми формами девиантного поведения; самопринятие отрицательно взаимосвязано с девиантным поведением, в частности с суицидальным и делинквентным поведением; делинквентное же поведение, в свою очередь, отрицательно взаимосвязана с уровнем принятия других.

Полученные результаты легли в основу создания одной из целевых программ государственного бюджетного учреждения «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи», а также рекомендованы для  использованы практическими психологами и педагогами для профилактической и психотерапевтической работы с девиантным поведением подростков, а также для объективного анализа проблем связанных с отклоняющимся поведением и социально-психологической адаптацией  в личностном, профессиональном, семейном консультировании.

 

Список литературы:

1.     Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

2.     Кондрашенко  В.П.  Девиантное  поведение  у  подростка:  социально-психологические  и  психиатрические  аспекты.  Мн.:  Беларусь,  1988.  204  с.

3.     Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. – Белгород, 2002. – 200 с.

4.     Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. М.: Питер, 2000. - 349 с.

5.     Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 336с.

ВНИМАНИЕ! ПРОВОДИМ НАБОР НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ!

Для тех, кто хочет изменить направление своей деятельности, у кого есть желание получить второе образование, а также для тех, кто просто интересуется психологией. Центр социально-психологической поддержки «ПсихологиЯ» реализует профессиональную переподготовку и объявляет набор по направлению "Консультативная психология".

Если у Вас уже есть среднее или высшее профессиональное образование мы рады тебя видеть.

При успешном завершении обучения выдается диплом установленного образца, удостоверяющий право специалиста на ведение профессиональной деятельности в сфере консультативной психологии.

Только у нас - гибкий график, возможность изучения углубленного материала и практикоориентированность.

Спешите! Сессия начинается уже с июня этого года. Форма обучения очно-заочная с использованием дистанционных технологий. Стоимость курса: 30846 рублей.

Программы профессиональной переподготовки являются прекрасной альтернативой второму образованию. Это наиболее удобный, недорогой и, что самое главное, быстрый способ освоить новую специальность.

Отправить заявку, а также получить более подробную информацию Вы можете:

·         на нашем сайте: psycentr-ykt.ru

·         по телефону: 8 (4112) 32-03-37

·         электронному адресу mao-centr@yandex.ru - методико-аналитический отдел ГБУ РС (Я) ЦСППСиМ

·         г. Якутск, ул. Каландаришвили, 21 (вход со двора)