НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОГСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Чем занимается нейропсихология и кто такой нейропсихолог?

Нейропсихология это наука на стыке психологии (высшие психические функции) и медицины (физиологические процессы и болезни в организме человека). Она изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека (и ребенка) и его поведение. Другими словами, нейропсихология изучает, какие участки, и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь.

А нейропсихолог это клинических психолог, который может эти функции оценить и помочь им развиться лучше или восстановиться.

 

Кто обращается за помощью к нейропсихологу? Какую помощь он может оказать?

Клиентом нейропсихолога может стать любой взрослый или ребенок старше 3-х лет. Головной мозг каждого человека развивается индивидуально и имеет как сильные, так и слабые стороны, которые не всегда приводят к патологическим изменениям высших психических функций, но могут влиять на продуктивность деятельности.

Основная задача нейропсихолога, выявить сильные и слабые стороны головного мозга и привести их к балансу. Например, ребенок плохо усваивает учебный материал, и психолог выясняет, что у него хорошо развита зрительная память. Тогда ребенок может использовать зрительные подсказки, чтобы лучше успевать в школе.

 

Как проводится нейропсихологическая диагностика?

Обязательно в тихом, хорошо проветренном помещении, чтобы ничего не отвлекало, при достаточном освещении.

Диагностика состоит из заданий, которые раскрывают особенности внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственного восприятия, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, уровня контроля и саморегуляции обследуемого.

 

С какими проблемами нужно обратиться к нейропсихологу?

Нейропсихология разрабатывалась для реабилитации людей с локальными поражениями головного мозга (после инсульта, черепно-мозговых травм). Сейчас нейропсихологи много работают с детьми, так как мозг ребенка более пластичен, если есть трудности, их можно быстро преодолеть, мозг быстро адаптируется.

 

Помощь нейропсихолога необходима, когда ребенок:

  • «не слышит» взрослых;
  • не может себя контролировать, импульсивен;
  • гиперактивен или излишне медлителен;
  • путает правую и левую руки (в 6 лет и старше);
  • пишет «зеркально» (путает в какую сторону буквы «б» — «д», «з» — «е»);
  • не выделяет существенные признаки предмета (цвет, форма, величина, назначение);
  • испытывает трудности в обучении;
  • слабая память;
  • невнимательность, легкая отвлекаемость и невозможность сосредоточиться;
  • трудности в овладении письмом, чтением, счетом;
  • быстрая утомляемость;
  • отставание в развитии;
  • трудности в самостоятельном выполнении учебных и домашних заданий.

 

В чем заключается лечение в нейропсихологии?

Лечение в нейропсихологии называют нейрокоррекцией. Нейрокоррекция состоит из двух частей: двигательной (напоминает лечебную физкультуру) и когнитивной (похожа на занятие с логопедом или дефектологом).

Включая в программу нейрокоррекции двигательные и когнитивные (умственные) упражнения, мы работаем сразу со всеми навыками. Упражнения «перестраивают» работу мозга так, что ребенок становится более усидчивым и внимательным, допускает меньше ошибок при чтении или письме, улучшаются его память, моторные навыки. Незрелые участки мозга получают развитие, а функции, которых вообще не было, часто появляются — стоит только нейропсихологу подобрать правильное задание.

 

А сколько длится курс нейрокоррекции?

Это зависит от результатов диагностики: какие нарушения выявил психолог у ребенка и насколько они сильные. Специалист индивидуально разрабатывает программу занятий, так как курс идет от простых упражнений к сложным, а «простые» и «сложные» упражнения у каждого ребенка свои, в зависимости от его слабых и сильных сторон. В среднем, чтобы «запустить» процессы в мозге в нужном направлении, нужно заниматься не меньше полугода 2 раза в неделю и с регулярными домашними тренировками. Мы не рекомендуем бросать занятия не дойдя до конца, тогда начатая «перестройка» останется незавершенной, проблемы могут вернуться и даже стать серьезнее.

Во время нейрокоррекции родители должны быть готовым к тому, что развитие не всегда происходит только в сторону прогресса, могут наблюдаться и временные ухудшения. Это нормально, мозг устает, сопротивляется изменениям. Главное не бросать занятия в этот кризисный этап, набраться терпения и настроиться на результат.

 

В каком возрасте лучше приводить ребенка к нейропсихологу?

Наиболее продуктивны нейропсихологические занятия для детей от 5 до 12 лет. В этом возрасте мозг уже достаточно сформирован, чтобы ребенок осваивал и развивал навыки, но в то же время еще пластичен, чтобы легко перестроиться.

 

Запись по тел.: 35-10-46