Гиперактивный ребенок. Консультация для родителей.

Гиперактивный ребенок. Консультация для родителей.

Не всякого подвижного или возбужденного ребенка следует относить к гиперактивным. Часто в эту категорию записывают упрямых, непослушных, быстро утомляемых, подвижных, шумных и нетерпеливых детей. То, что ребенок становится как заводной, давая выход своей скуке, вовсе не признак гиперактивности. Ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Определить, является ли Ваш малыш гиперактивным, может только врач. Однако есть ряд симптомов, на которые родителям следует обратить внимание. Симптомы эти почти проявляются до 7 лет, обычно года в четыре. Средний возраст при обращении к врачу – 8 – 10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при  первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок. Как же проявляется гиперактивное поведение? Вам следует обратиться к специалисту, если в поведении ребенка присутствует более 6 симптомов из 9-ти:

  • Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок постоянно крутится ка юла и ведет себя так, будто у него внутри моторчик;
  • Ребенок встает со своего места в классе, во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;
  • Он проявляет бесцельную двигательную активность: бегает крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это совершенно неуместно;
  • Он совершенно не может тихо и спокойно играть сам с собой;
  • Ребенок болтает без умолку;
  • Он отвечает на вопросы, не задумываясь и не прослушав их до конца;
  • Ребенок мешает другим играть или заниматься, он пристает  к взрослым (например, постоянно вмешивается в беседы);
  • Подобное поведение длится не менее 6 месяцев;
  • Гиперактивность проявляется как минимум в двух местах (например, дома и в садике или школе)

Врач не имеет права ставить диагноз «гиперактивности», основываясь только на этом, наборе симптомов, обычно специалист рекомендует пройти дополнительное обследование мозговой деятельности: ЭЭГ, ЭХО, ЭГ или УЗДГ.

Предположим, в результате медицинского обследования диагноз «гиперактивность» подтвердился. Что делать?

Режим

Гиперактивному ребенку, как никакому другому, требуется четкий режим дня, сбалансированная диета и обязательный дневной сон.

В питании избегайте таких продуктов, как: шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. Прием пищи должен проходить в четко определенное время, но соответствовать суточным биоритмам ребенка. Не позволяйте делать перекусы! Разделите прием пищи на 6 частей: завтрак, второй завтрак ли полдник, обед, полдник, ужин, сонник. Не перегружайте ребенка едой, не заставляйте съедать до конца. Придерживайтесь принципа: плохо позавтракал, лучше пообедает. При составлении распорядка дня уделите особое внимание прогулке. Ребенок должен находиться на улице максимальное количество времени. Гулять с ним надо в любую погоду. Пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу! Предоставьте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает, прыгает, пачкается, ходит по лужам, стучит палкой по столбу и т.д. Его энергия должна находить выход. Старайтесь составить расписание таким образом, чтобы активные и спокойные виды деятельности сменяли друг друга с частотой 15-30 минут. Исключение составляет только сон. Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2 до 4 часов. Постарайтесь выработать определенный ритуал отхода ко сну. Ему должен предшествовать прием теплой ванны с успокаивающими травами. Даже в холодное время года старайтесь купать ребенка в ванне (не под душем!) не реже 2 раза в день по 5-15 минут. Вода оказывает чрезвычайно успокаивающее действие на гиперактивных детей. 

Пока малыш засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку, погладьте по руке, положите с ним рядом на ночь его любимую игрушку. Можно сделать ему перед сном расслабляющий массаж. 

Как исправить поведение ребенка?

Не прибегайте к физическому наказанию. Если есть необходимость, поэтапно используйте методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» (спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка).

Чаще хвалите ребенка и, напротив, старайтесь не обращать внимания на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. 

Заведите дневник самоконтроля, используйте бальную или знаковую систему для оценки и самооценки ребенком своего поведения. Продумайте систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. 

Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену. Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это – самый трудный этап. Не давайте одновременно несколько указаний. 

Задание должно быть коротким и ясным. Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенным будут средства убеждения «через тело»:

  • Лишение удовольствий, лакомства;
  • Запрет на приятную деятельность: компьютерные игры, просмотр телепередач и т.д.;
  • Прием «выключенного времени» (угол или скамья штрафников, досрочное укладывание в постель).

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики; она требует своевременной и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.