Экспертиза информационной продукции в Якутске

Экспертиза информационной продукции в Якутске

В связи с развитием информационных технологий и возрастающей ролью информации в общественной жизни в мире одновременно появилась глобальная проблема безопасности информационной среды для общества, в первую очередь, для детей и подростков. Качество информации напрямую влияет на процесс формирования личности, на физическое и психическое здоровье детей. И сегодня пора уже задуматься не только о содержании информации, но и обо всей информационной среде, окружающей ребенка.

Какие информационные угрозы существуют в наше время?

Информационная безопасность детей рассматривается на федеральном уровне. Согласно Закону №146-ФЗ «Информационная безопасность детей — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».

Выделены основные виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей:

  1. Побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  2. Способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные вещества, табачные изделия, алкогольную продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  3. Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
  4. Отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи;
  5. Оправдывающая противоправное поведение и т.д.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического, психического насилия, преступления и иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и т.п.

Таким образом, преднамеренные действия людей, наносящие вред психическому здоровью, растление молодёжи, зомбирование ее вредными идеями, демонстрация катастроф, насилия наказуемы на  законодательном уровне.

Информационная продукция для детей, подлежащая экспертизе

— Продукция средств массовой информации (газеты, телепередачи, фильмы, видео, мультфильмы и т.д.);

— Информация, распространяемая через Интернет (все виды контента);

— Печатная и игровая продукция (книги, игры, игрушки, картины, обложки, упаковки, коробки, изделия для детей и т.д.);

— Информация, распространяемая через каналы связи, телефонные и информационные сети и т.д.;

— Зрелищные мероприятия (спектакли, концерты, постановки, массовые мероприятия и т.д.);

— Программы для ЭВМ (игры и программы  для детей, обучающие, информационные, развлекательные и т.д.).

При  проведении исследования оценке будут подвержены тематика, жанр, содержание и художественное оформление продукции, особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории, вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и/или развитию детей.

Кто эксперты?

Решение проблемы по обеспечению безопасности при использовании компьютера и Интернета детьми требует целого комплекса мер и рассмотрения множества психолого-педагогических вопросов. Помимо выполнения очевидных мер безопасности (установка фильтров и антивирусных программ, ограничение по времени) необходимо привлечение к решению проблемы, как родителей, так и работников сферы образования.

Другой выход — обратиться к профессионалам, имеющим аккредитацию на право проведения экспертизы информационной продукции, предназначенной для оборота на территории РФ средств массовой информации, печатной продукции, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, а также информации, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

В нашей республике подобную аккредитацию  имеет с 2014 года ГБУ РС (Я) ЦСППСиМ «ПсихологиЯ». Экспертами выступают квалифицированные специалисты: психологи, социальные педагоги, клинический психолог и методисты.

Для чего проводится экспертиза информационной продукции?

Экспертиза информационной продукции проводится для установления соответствия книги, игры, аудио-визуального произведения, видео, спектакля, детского товара или публикации конкретной возрастной группе.

После экспертизы на информационной продукции устанавливается символ соответствующий определенной возрастной группе детей.

При проведении экспертизы перед экспертами ставятся следующие вопросы:

— Наличия в информационной продукции информации, причиняющей вред психическому здоровью и (или) развитию детей;

— Возможности и последствия причинения соматическому, психическому или психологическому здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию ребенка в результате воздействия информационной продукции;

— Соответствия и несоответствия информационной продукции определенной категории информационной продукции;

— В случае, если объектом исследования является информационная продукция, промаркированная ее производителем и (или) распространителем знаком информационной продукции, — о соответствии или о несоответствии знака информационной продукции той категории, к которой относится представленная информационная продукция.

Задачи экспертной комиссии

— Обеспечение объективности, всесторонности и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;

— оценка результатов исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

— соблюдение установленных сроков и иных требований, предусмотренных договором.

Продолжительность проведения экспертизы информационной продукции составляет 1 месяц.

Наши контакты

Методико-аналитический отдел ГБУ РС (Я) ЦСППСиМ — 8(4112)32-03-37

Эл.адрес — mao-centr@yandex.