Что рисуют дети, и когда нужен детский психолог

Что рисуют дети, и когда нужен детский психолог

Почти все дети с удовольствием рисуют. Рисунок – это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел или чему научился. Это и игра, и обучение. Как часто мы гордимся, если рисунки получаются все лучше и лучше, но почти не обращаем внимания на то, что именно и как изображено на листе бумаги. А ведь в детском рисунке отражается внутренний мир ребенка, именно поэтому психологи уделяют рисунку особое внимание. Потому что нарисовать ребенку легче, чем выразить что-то словами. Рисунок – это такой искренний рассказ о себе, о том, как ребенок воспринимает и себя, и свое окружение. Для специалиста это еще и показатель психического развития ребенка, его восприятия, моторики, развития мышления и речи, его эмоционального состояния, поэтому так часто на консультациях психолог просит ребенка нарисовать конкретный рисунок, и оценивает его по определенным критериям. Как правило, рисуночные тесты являются дополнением к другим диагностическим методикам, и сами по себе никогда не являются основанием для какого-либо диагноза. Они помогают понять, как и о чем ребенок думает, как он что-то представляет, что он чувствует, и где могут быть проблемные ситуации.

На что стоит обратить внимание?

Посмотрите на детский рисунок более внимательно, и вы узнаете своего ребенка намного лучше. О чем он думает и мечтает, чего он боится, как он видит мир вокруг себя.

До 3-4 лет дети только осваивают карандаши и фломастеры. Самые первые рисунки, как правило, всем известные «Головоноги» – кружочки с палочками (руками и ногами) и глазками. А вот рисунок ребенка 5-7 лет уже довольно полно отражает и его внутренний мир, и его восприятие окружающего пространства.

Обращайте внимание на рисунки ребенка в целом. Какие эмоции они передают, какое общее впечатление складывается, как вам кажется, какие чувства испытывал ребенок, пока рисовал, он радовался, грустил, злился, сожалел о чем-то?

Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии.

О чем могут рассказать рисунки?

Психологи заметили, что некоторые рисунки могут рассказать о важных для ребенка вещах – о его семье и взаимоотношениях внутри семьи, о нем самом и о том, как он видит себя в мире. А мы с вами можем приоткрыть дверцу в мир, который видит ваш ребенок.

Рисунок семьи

Дети часто рисуют папу и маму, бабушку и дедушку, своих братьев и сестер. Давайте посмотрим на семью глазами ребенка:

Кто входит в состав семьи, кого рисует ребенок? Хорошо, если все члены семьи будут в сборе. А ведь иногда бывает и так, например, что в ответ на просьбу нарисовать свою семью, ребенок рисует себя, кошку и телевизор.

Какое настроение у членов семьи? Они дружные или ругаются друг с другом, спорят и ссорятся?

Рост и размер людей на рисунках – очень интересный показатель. Он может отражать и реальный рост (например, папа выше мамы), а может говорить и о том, кто в семье главный.

Как расположены фигуры на листе? Если вся семья нарисована вместе, а кто-то один отдельно и далеко, то это может быть и рисунком реальной ситуации (папа в командировке), и отражением восприятия ребенка – «папа с нами редко общается, мне его не хватает».

Нарисуй девочку (мальчика), похожего на себя

Рисунок человека, похожего на себя, тоже интересно проанализировать. Как малыш воспринимает самого себя, о чем он мечтает, каким он хочет быть.

Обратите внимание, как ребенок изображает себя, насколько прорисованы части тела, одежда. Как ребенок располагает себя в группе людей, если он меньше других людей или находится в стороне, то это может говорить о сложностях с общением. Обратите внимание на настроение человечка на рисунке.

Нарисуй детский сад / Нарисуй свой класс

Рисунок ситуации — это прекрасный косвенный способ узнать, как ваш малыш чувствует себя в детском саду, в школе, у врача, в гостях, и что там происходит. Дети не всегда могут рассказать об этом напрямую, а вот через рисунок вы узнаете много интересных подробностей. Спросите ребенка, где он на рисунке, что он чувствует, какой он – веселый или грустный, и почему. Что делают и что говорят другие люди на рисунке (друзья, воспитатели, учителя).

А это уже может быть опасно!

Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке, и стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков. Но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание.

Вот некоторые тревожные сигналы, которые не стоит игнорировать:

Обратите внимание, как ребенок рисует:

  • Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий, а у детей старше 5-6 лет

неспособность заштриховать (закрасить) область внутри замкнутой линии (штриховка выходит далеко за область контура, или значительно не доходит до контура). О чем это может говорить? Эти проявления могут говорить о неврологических нарушениях, нарушениях зрения или опорно-двигательного аппарата или о нарушениях мелкой моторики. Стоит обратить внимание педиатра и невролога.

  • На рисунке человека присутствуют изображения внутренних органов. Конечно, нарисованное сердечко у принцессы или принца не в счет, или рисунок приема у врача. Но если ребенок часто изображает внутренние органы в подробностях, то стоит проконсультироваться у психиатра.
  • Разрозненность частей тела на рисунке: руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны друг с другом и ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Что это означает? Это может говорить о личностной дезорганизации или психических нарушениях. Желательно получить консультацию детского психолога или психиатра.
  • Стереотипные рисунки: один и тот же рисунок повторяется много раз, с одинаковыми элементами, цветами, расположением на листе. Что это означает? Это может быть признаком психологических нарушений. Например, что-то является для ребенка очень важным, он не может прожить какую-то ситуацию, и постоянно рисует одно и то же. В данном случае рекомендуем проконсультироваться у психолога.
  • На рисунках полностью отсутствуют люди и животные: ребенок рисует только неодушевленные предметы или абстрактные рисунки. О чем это может говорить? Это может быть как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, например, аутистического спектра. Стоит проконсультироваться у детского психолога.
  • Сильный акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие у людей, изображения взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий. Большое количество предметов черного и красного цвета на рисунках. Что это означает? Это признак, который может означать и сильный страх, и скрытую (или открытую) агрессию у ребенка, пережитое им насилие, и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. Поговорите с ребенком, что он рисует и почему, что это означает. Как он себя чувствует после рисунка. Что его пугает или злит. И, конечно, проконсультируйтесь у детского психолога.
  • Травмы у людей: иногда в рисунках отражается физическая боль ребенка, о которой он боится сказать. Посмотрите на травмы у людей или зверей на картинках, обратите внимание на место, где нарисован пластырь. Может быть, малыш ушибся или его что-то волнует? Спросите его об этом или осмотрите это место у ребенка.
  • Полный отказ рисовать. Обычно дети легко делают то, что им дается без особого труда. Если же рисовать по каким-то причинам трудно, то это может быть показателем скрытых проблем. Что это означает? Возможно, у ребенка недоразвита мелкая моторика, и ему действительно сложно рисовать. Полный отказ рисовать может быть и показателем психологических проблем – ребенок боится совершить ошибку, боится выразить себя, или даже он пережил травматическую ситуацию и боится проявляться свои чувства. В этом случае стоит обратиться к детскому психологу.
  • Обращайте внимание на рисунки в целом. Если вы заметили, что меняются цвета, есть какие-то непонятные для вас изменения в теме рисунков, не стесняйтесь, спросите у детского психолога. Рисунок вашего ребенка может отражать его эмоциональное состояние в целом.

Рисунок – это прекрасный повод для общения.

Почаще говорите с ребенком о его рисунках. Это замечательный повод для беседы,  вы узнаете, о чем ребенок думает, что его тревожит или вдохновляет, о чем он мечтает. Можно задавать самые разные вопросы: «Что и кого ты нарисовал? Почему именно такого цвета? Почему предмет или герой расположен именно здесь? Что делают герои на рисунке, как они себя чувствуют? Кого или чего не хватает на рисунке? И т.д.»

Иногда ребенку сложно что-то сказать напрямую, но он это может выразить через рисунок и свой рассказ о нем. Это очень хороший способ больше узнать о своем собственном ребенке, о его внутреннем мире, о его восприятии других людей. А еще это полезно самому ребенку, ведь он учится рассказывать, строить предложения и выражать свои мысли и чувства.

Словом, если отнеситесь к детским рисункам более внимательно, и вы увидите мир глазами вашего малыша и сможете лучше его понять.