Первый раз в первый класс

03.09.2018
Первый раз в первый класс

«Быть готовым к школе значит не только

уметь читать, писать и считать. Быть

готовым к школе значит быть готовым

всему этому научиться» Л. А. Венгер.

Поступление в школу это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Начало длительного учебного процесса, а именно поход в первый класс важное событие в жизни не только самого ребёнка, но и его родителей. К этому моменту нужно отнестись крайне внимательно и деликатно. Именно с данного момента начинается формирование ребёнка как социально активной личности, устанавливается его позиция в коллективе и зарождается дружба. Очень важно поддержать ребёнка в его начинаниях и победах, а так же проанализировать вместе с ним неудачи.

Я педагог-психолог ЦСППСиМ Намского филиала, провела собеседование с родителем первоклассника Надеждой. Разговор привожу ниже:

Психолог: Здравствуйте, Надежда Юрьевна! Расскажите нам, когда нужно начинать собирать ребенка на учебу в школе, покупать все необходимые вещи, канцелярские принадлежности?

Надежда Юрьевна: Обычно родители начинают готовить детей за два месяца, за месяц перед 1 сентября. Покупают портфель и все канц. товары, школьную форму. Сейчас родители класса очень хорошо сотрудничают, централизованно заказывают форму, рабочие тетради, единую форму для физкультуры и т д. Мы например основные необходимые вещи уже подготовили, чтобы ребёнок заблаговременно психологически был готов к школе, чтобы была мотивация.

Психолог: Нескромный, но очень актуальный вопрос: сколько стоит собрать ребенка в школу?

Надежда Юрьевна: Зависит от предпочтений и финансовых возможностей родителей. Потому что некоторые предпочитают качественные, фирменные вещи, начиная от обуви ортопедических рюкзаков до бантиков, заколок. Есть и экономные варианты. Но, конечно большой разницы нет в затратах, с введением единой формы. В среднем 10-15 тысяч.

Психолог: Брали ли вы сына с собой в магазин за покупками?

Надежда Юрьевна: Конечно, без примерки очень сложно подобрать подходящий вариант. И надо учитывать желания ребёнка, например, при покупке канц. товаров, дневника, рюкзака. Современные дети любят вещи с изображением различных анимационных героев

Психолог: Как вы считаете, нужно ли покупать учителю цветы на 1 сентября? Вы будете?

Надежда Юрьевна: Обязательно! Это придаёт торжественности, все-таки 1 сентября — это праздник, праздник знания! Уже стало традицией образ ученика с букетом цветов для любимого учителя в День знаний! Это в какой-то степени воспитывает культуру, уважение к учителю, этикет поведения.

Психолог: В школу ребенку нужно будет вставать раньше, чем обычно. Как вы считаете, нужно ли корректировать режим первоклассника перед школой, например, будить его немного раньше по утрам?

Надежда Юрьевна: К счастью мы с такой проблемой пока не столкнулись, наш сын достаточно рано просыпается и без проблем начинает собираться. А так, конечно, необходимо к школьному режиму готовить заранее, чтобы безболезненно пройти адаптацию

Психолог: Хочет ли ваш сын пойти учиться в школу? Сознает ли он, что учеба в школе — это серьезно, волнуется? А вы?

Надежда Юрьевна: Мы постоянно об этом разговариваем! Желание у ребёнка есть, волнуемся всей семьей. Старшего брата, который будет учиться в 3 классе тоже готовим, что он должен поддерживать брата, помогать, поэтому специально отдали в ту же школу!

Психолог: Будете ли вы брать отпуск в сентябре, чтобы проконтролировать начало учебы?

Надежда Юрьевна: Сама работаю в системе образования, сентябрь начало учебного года, ответственный период, поэтому отпуск брать не получится, но максимум приложим усилия и внимание, чтобы проследить за адаптацией ребёнка, к счастью, у нас есть замечательные бабушки, которые в нужный момент придут на помощь

Психолог: На что еще вы посоветуете обратить внимание мамам первоклассников при сборе детей в школу?

Надежда Юрьевна: Просто больше общаться с ребёнком, говорить о школе, о приятных вещах, о новых друзьях, которые появятся, о дисциплине, но не запугивая, потому что они и так волнуются. Психологическая подготовленность очень важный момент. Дети, проходящие адаптацию в новой среде могут испытывать физиологические проблемы, витаминизация необходима, иммунитет повышать.

Психолог: Помните ли вы себя в первый школьный день?

Надежда Юрьевна: Очень хорошо помню, мои родители с большой ответственностью подошли к началу моей учебы в школе, вдвоём были на празднике. Это тоже немаловажный момент. Мне предоставили честь подачи первого звонка, помню, что очень волновалась. Сюрпризом было вручение нам портфелей с канц. товаром. Помню своих новых одноклассников, помню замечательный классный час с родителями, который провела моя первая учительница Петрова Людмила Васильевна.

Психолог: Надежда Юрьевна, спасибо за интервью. Пусть 1 сентября будет для Вас и Вашего сына началом хороших достижений в учебе, а новый учебный год принесет много пятерок и хороших школьных друзей!

Надежда Юрьевна: И вам спасибо!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Советы родителям будущих первоклассников: слушайте рассказы ребёнка, задавайте вопросы и всячески демонстрируйте интерес к тому, как прошёл его день; демонстрируйте уважительное отношение к школе, это облегчит процесс адаптации ребёнка; оставайтесь спокойными и уравновешенными в вопросах подготовки к школе. Таким образом, Вы подадите пример школьнику, и он не будет чувствовать страха и тревог, сталкиваясь с непредвиденными ситуациями; хвалите ребёнка за его маленькие победы, и не ругайте за неудачи. Попробуйте вместе проанализировать почему ситуация сложилась так, а не иначе, и как необходимо поступить в таком случае. Взамен на своё внимание Вы получите полное доверие со стороны ребёнка. Он будет считать Вас не просто родителями, которых безумно любит, а и друзьями, которые обязательно помогут в трудной ситуации. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребёнка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребёнок пока ещё только учится управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нём ненужную неуверенность в себе. Предоставьте ребёнку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребёнок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребёнка сформируется убеждение, что он ничего не может. Помогая ребёнку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно. Мотивация. На вопрос «Хочешь ли ты в школу?» большинство дошколят ответят «Да!». Но, к сожалению, уже после недели обучения у значительной части первоклассников ответ на тот, же вопрос меняется на «Нет!». Для вашего дошколёнка школа представляется как некий идеальный образ, сложившийся на основе собственных впечатлений от занятий на подготовительных курсах, просмотра кинофильмов и мультфильмов, рассказов взрослых и даже мечтаний. Как же узнать чего ребёнок ждёт от учёбы в школе? Как сделать так, чтобы его не ждало разочарование? Единственный способ выяснить, это говорить со своим ребёнком. Расскажите о своей школьной жизни и о своём первом классе поделитесь с ребёнком собственными впечатлениями и воспоминаниями. Расскажите смешные истории из своего школьного прошлого, расскажите про своих друзей — одноклассников. Устройте семейный вечер воспоминаний с просмотром фотографий вашей школьной поры. Удовольствие и пользу получит не только ваш будущий первоклассник, но и вы сами. Это, к тому же, повод побольше узнать о детстве близких людей. Настраивайте ребёнка на успех в учёбе, не пугайте неудачами. Приводите положительные примеры и хвалите ребёнка. Приведите пример о том, как много интересного можно узнать на уроках в школе. Но не приукрашивайте, поскольку в первом классе ребёнку, безусловно, не раскроют все тайны вселенной. Внимание и память. Успехи и неудачи в учёбе во многом зависят от развития памяти и внимания ребёнка. К счастью, и память и внимание поддаются тренировке. Когда речь идёт о старших дошкольниках, то наилучший способ развития их памяти и совершенствования внимания игра. Конечно, специально организованная взрослым игра. Сам ребёнок заниматься своим развитием в этом возрасте ещё не в состоянии. Для развития памяти и внимания разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребёнком.

Педагог-психолог Егорова А.С.

ЦСППСиМ НФ